Целями освоения курса «Общая филология» является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций специалиста-гуманитария в области научно-исследовательской и педагогической работы, направленной на расширенное и углублённое познание актуальных проблем современной филологической науки и позволяющей объективно оценивать наиболее перспективные фрагменты гуманитарной картины мира

Целями освоения курса «Филологическая теория ценности" (аксиология) являются: дать студентам целостное представление об аксиологии как теоретическом научном знании о ценностях и ценностном мире; показать связь этой научной дисциплины с актуальными проблемами современной филологической науки; исследовать логику оценок и виды их представления в языке; рассмотреть ценностные составляющие таких фундаментальных операций гуманитарного анализа действительности, как репрезентация, категоризация, интерпретация и конвенция; показать ценности в форме мировоззренческого и методологического знания, представив их как явные и неявные предпосылки и способы социокультурной обусловленности научного познания; исследовать специфику филологического знания и ценностей в таких областях, как язык, текст и дискурс, общая лингводидактика и философия образования; дать теоретическое обоснование необходимости ценностного подхода в науке при исследовании научного творчества в целом и филологического творчества в частности.


Задача практических занятий (семинаров) по данному курсу заключается в том, чтобы помочь его слушателям овладеть языками теоретически и практически. Семинары «вводят» студентов в круг актуальных лингвистических проблем, представляя язык как общественное явление с учётом культурно-исторических и социокультурных обстоятельств общественно-речевой практики использования конкретного языка.

Дисциплина «Основы языкознания» является вводным пропедевтическим лингвистическим курсом, который призван ознакомить студентов филологов с основными направлениями языкознания и методами лингвистических исследований. Теоретический курс знакомит студентов с основами лингвистической теории, с различными направлениями и школами, в рамках которых развивается современная наука.

Цель курса

·       ознакомление студентов с основными принципами устройства и функционирования языковой системы: уровневое устройство языковой системы; функции основных языковых единиц;

·       знакомство с основными направлениями изучения языков для понимания теоретической основы и методики разных научных школ; 

·       разработка принципов анализа и сопоставления языков  мира на разных уровнях языковой системы: сопоставительная фонология, разные принципы аффиксации в языках мира (агглютинация и фузия), сопоставление синтетических и аналитических способов выражения грамматических значений в языках мира

·       рассмотрение языка как объекта смежных наук:  семиотики, социолингвистики, психолингвистики и когнитивной лингвистики.

 

Исходя из целей курса и выбранного подхода к интерпретации языковых явлений и фактов, в рамках курса предполагается решить следующие учебные задачи:

·        знакомство с методикой сопоставительного анализа языков

·        знакомство с современной лингвистической терминологией, развитие у студентов навыка чтения и реферирования оригинальной научной лингвистической литературы.


Дисциплина «История сравнительно-исторического индоевропейского языкознания является курсом вариативной части магистерской программы «Сравнительно-историческое индоевропейское языкознание», разработанной на кафедре общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. 

Курс представляет слушателям последовательное развитие магистрального направления лингвистических исследований XIX и XX веков – компаративистики, знакомит с основными методами сравнительно-исторического языкознания.


Целями освоения дисциплины «Общее языкознание» являются: исследование языка как историко-культурного объекта, назначение которого – фиксация, хранение и объединение всех форм духовной, материальной и физической культуры человеческого общества; ознакомление с актуальными проблемами современной науки о языке; овладение лингвистической методологией, способствующей пониманию устройства, функционирования и развития языка как целой и целостной системы.